Аналитический отчет

Аналитический отчет

о реализации социально значимого проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

 
 

Договор гранта (номер, дата заключения) Договор № 62/2016-4 от 10 января 2017 г.
Полное наименование Организации-грантополучателя Автономная некоммерческая организация «Международный военно-мемориальный центр «Возвращённые имена»
Название проекта «Pоссийская молодёжь в авангарде защиты законных прав погибших защитников Отечества и их родственников»
Размер (сумма) гранта 4635200 (четыре миллиона шестьсот тридцать пять тысяч двести рублей) рублей
Сроки реализации проекта 1 февраля – 30 сентября 2017 года
Отчетный период 1 февраля – 30 сентября 2017 года
ФИО и контактная информация руководителя проекта Казакевич Виталий Валерьевич
+7-926-860-21-09
chairman-mvmc@mail.ru

1. Цели и задачи проекта

Основная цель проекта:

Комплексная защита прав и интересов соотечественников, оговоренных нормами российского законодательства и международного гуманитарного права относительно уважения к персональной памяти погибших защитников Отечества и достойного содержания советских (российских) воинских захоронений за рубежом.

Задачи проекта:

1.1. Выполнение комплекса информационно-аналитических и поисково-исследовательских работ, необходимых для персонификации безымянных (братских) могил не менее 5 тыс. советских воинов, павших в 1941-1945 годах, захороненных (перезахороненных) как «неизвестные солдаты» на территории стран ЕС.

1.2. Pозыск родственников тех россиян, чьи безымянные могилы персонифицируются в ходе проекта, с целью их информирования о выявленных местах захоронений (перезахоронений) героических предков, а также последующей защиты гражданских прав с помощью переговорно-претензионной работы с органами власти стран ЕС (при поддержке зарубежных ветеранских организаций и соотечественников, проживающих за рубежом).

1.3. Создание информационно-правовых и других существенных предпосылок для принуждения стран ЕС к нанесению (за их собственный счёт) на памятные знаки местных мемориалов возвращённых имён красноармейцев, числившихся захороненными как «неизвестные солдаты» (далее — мемориализация возвращённых имён).

Основными благополучателями проекта стали (посмертно) 5,5 тыс. павших советских воинов, а также их родственники, которым возвращается священное Право на Память. В том числе, актуализирована необходимость мемориализации возвращённых имён на территории государств Евросоюза, благодаря механизмам общественной дипломатии.

2. Описание содержания проделанной работы

На стартовом (подготовительном) отрезке проекта был очерчен круг паспортизированных (укрупнённых) воинских мемориалов за рубежом, представляющих наибольший интерес для достижения целей проекта. Ими стали советские военные мемориалы в г. Берлине (Трептов-парк и Панков), в г. Вене (Зиммеринг), в г. Мурска Собота (Республика Словения).

Упомянутые объекты выбраны, исходя из следующих соображений:

Во-первых, Австрия, Германия и Словения являются государствами, более других стран Евросоюза подготовленными к достойному выполнению актуализированных проектом норм международного гуманитарного права относительно содержания советских (российских) воинских захоронений за рубежом. В том числе, принята во внимание ретроспектива тематических взаимоотношений грантополучателя с компетентными органами Австрии, Германии и Словении.

Во-вторых, упомянутые выше объекты являются негативными «образцами» обезличенности воинских могил за рубежом, где в общем количестве погребённых воинов-освободителей преобладают те, что захоронены как «неизвестные солдаты». Характерно, что данные объекты относятся к центральным мемориалам городов-столиц государств ЕС, сенаты которых обладают высоким финансовым потенциалом.

2.1. На этапе информационно-аналитических исследований:

Главными специалистами проекта проведены мастер-классы для учащихся Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (далее: студенты-волонтёры) по их обучению информационно-исследовательской и поисковой технологиям концепции «Возвращённые имена» (подробнее), с целью их привлечения к добровольному участию в решении задач проекта.

Студенты-волонтёры, прежде всего, активисты Студенческого Союза МГУ, приняли участие в обработке и введению в программную оболочку «Excel» (БД-проекта) информации о личных данных павших воинов, получаемой из всех доступных источников, прежде всего из донесений о безвозвратных потерях Красной Армии 1945 года и других документов, размещённых на сайте Минобороны России «ОБД-Мемориал». Данная задача выполнена студентами-волонтёрами под наставничеством аналитиков-операторов БД проекта, по следующему алгоритму:

Грантополучатель (далее – «Центр») информирует студентов-волонтёров об объектах, имеющих наибольшее число воинов, захороненных как «неизвестные солдаты».

По каждому из указанных «Центром» объектов работают 2-3 адресных волонтёра (для простоты коммуникаций между ними в процессе исследований), которые получают от «Центра» базовые (стартовые) ссылки на паспорт захоронения и известные (учтённые) фамилии погребённых там воинов. Пользуясь расширенным поиском ресурса «ОБД-Мемориал», студенты последовательно раскрывают разнообразные учётные (архивные) документы, в которых упоминаются фамилии воинов, отражённые в паспорте захоронения, и прежде всего — адресные донесения о безвозвратных потерях (далее – ДБП). Из ДБП и других раскрытых в сети документов волонтёры извлекают и заносят в предоставленный «Центром» программный формуляр «Еxcel» (электронная картотека) персональные данные всех воинов, погибших (пропавших без вести) в ареале исследуемого объекта, которые могут относиться к лицам, захороненным как «неизвестные солдаты».

Завершив работу с первой (стартовой) фамилией, волонтёры продолжают её относительно следующих персоналий, отражённых (учтённых) в «паспорте захоронения».

Во избежание дублирования исследовательской работы, члены группы адресных волонтёров регулярно корреспондируют данные, наработанные ими индивидуально. При этом аналитиками-операторами БД проекта сверяются реквизиты (номера, даты) ДБП и других раскрытых волонтёрами документов, а также персональные данные, занесенные волонтёрами в электронную картотеку.

Проработав все без исключения фамилии, отражённые (учтённые) в «паспорте захоронения», волонтёры передают свои электронные картотеки в «Центр» для последующего обобщения и верификации.

Подтверждение (верификация) данных, внесённых в БД проекта на этапе информационно-аналитических исследований, выполняется главными специалистами проекта путём резюмирующей сверки наработанной проектной информации со всеми тематическими, в том числе и альтернативными источниками информации (не доступными через Интернет), включая данные зарубежных архивов.

При этом нужно подчеркнуть, что результаты проекта (приложение №1) включают только те подтверждённые данные, которые не вступают в противоречие ни с одним из имеющихся источников тематической информации.

2.2. На этапе поисковых исследований на местности:

Для уточнения (достоверности) проектных данных, полученных на первом этапе, специалистами проекта при поддержке зарубежных антифашистских организаций и соотечественников, проживающих за рубежом проведена целевая инвентаризация состояния соответствующих мемориальных объектов в Австрии, Германии и Словении. Речь идёт об укрупнённых (паспортизированных) воинских захоронениях, а также располагавшихся в их ареале первичных (боевых) могил.

В частности, выполнены востребованные проектом:

— инвентаризация информационной составляющей укрупнённых (паспортизированных) воинских захоронений, включая фотофиксацию всех имён, отражённых на памятных знаках;

— уточнение состояния (статуса) первичных (боевых) могил с целью проверки достоверности фактов извлечения из них (эксгумации) останков.

Уточнение статуса первичных (боевых) захоронений является неотъемлемой методологической составляющей миссии «Возвращённые имена». К сожалению, всё чаще открываются горькие факты «виртуального» перезахоронения останков павших воинов, усугубляющие трагизм военного беспамятства. Есть много примеров, когда извлечение (эксгумация) останков из первичных (боевых и санитарных) могил проводилось, мягко говоря «поверхностно», в том числе и на территории стран ЕС.

2.3. На этапе мероприятий по обеспечению законных прав родственников павших воинов на получения информации:

Наставляемые специалистами проекта группы волонтёров получают от «Центра» обработанные списочные данные павших воинов, включая адреса их довоенного проживания и/или их родственников, а также унифицированные тексты опросных листов, содержащих тематическую ссылку на Интернет-ресурс проекта.

Опираясь на упомянутые списочные данные, волонтёры ведут розыск гипотетических родственников (потомков) павших воинов в глобальных социальных сетях Интернета (по признакам фамильного, географического и другого сходства).

Выходя на одностороннюю связь с потенциальным респондентом, волонтёр стимулирует его на выяснение у членов своей семьи наличия (вероятности) их родства с павшим воином. При этом количество «холостых» запросов многократно превышает искомое число.

Студенты-волонтёры (по возможности) лично посещают адреса довоенного проживания родственников павших воинов, а также выявляют в местных (региональных) архивах искомые записи актов гражданского состояния, относящиеся к родственникам павших воинов.

По итогам розыска родственников, волонтёры передают наработанные данные в «Центр».

В свою очередь «Центр» обеспечивает адресную информационно-правовую поддержку родственников павших воинов, разысканных в ходе реализации проекта.

В частности:

— специалистами проекта формируются адресные региональные списки воинов, безымянные могилы которых персонифицируются в ходе реализации проекта, прилагаемые к целевым обращениям в адрес глав 40 субъектов Российской Федерации (всех без исключения федеральных округов РФ);

— юрист-правозащитник проекта разъясняет (консультирует) разысканным родственникам суть их гражданских прав, гарантируемых российским законодательством, а также нормами международного гуманитарного права.

Речь идёт о взаимосвязанных положениях внутреннего законодательства (статья 5 Федерального закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества») и международного гуманитарного права (ст. 32 и 34 Дополнительного протокола № 1 к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года о защите жертв войны.

2.4. На этапе проведения переговорно-претензионной работы с органами власти стран ЕС:

В первую очередь, детальным образом проанализирована ретроспектива взаимоотношений грантополучателя с компетентными органами Австрии, Германии и Словении, призывающих зарубежных партнёров к добросовестному исполнению соответствующих международно-договорных обязательств.

В частности, положения Женевских Конвенций от 12 августа 1949 года (ст. ст. 32,34 Дополнительного протокола №1), гласят:

«Могилы лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они погибли в результате военных действий, пользуются уважением, содержаться в порядке и обозначаются таким образом, чтоб их всегда можно было разыскать [персонифицированы]. Ответственность за содержание этих могил и за регистрацию всех последующих перемещений останков лежит на державе, контролирующей данную территорию».

Опираясь на ранее приобретённый грантополучателем практический опыт, в адрес руководителей государств Австрии, Словении, ФРГ, а также муниципальных органов гг. Берлина, Вены и Мурска Собота «Центром» направлены письма, содержащие предупреждения о возможных исках граждан Российской Федерации в отношении несоблюдения упомянутыми государствами конкретных норм международного гуманитарного права.  Кроме того, соответствующие обращения о поддержке направлены грантополучателем в российские посольства в Австрии, Германии и Словении. В ответ, от специалистов упомянутых российских посольств, получены заверения относительно поддержки намерений «Центра», при условии верификации возвращённых имён со стороны Минобороны России.

3. Основные результаты за отчётный период

Итоговые результаты проекта, достигнутые за период с 01 февраля по 30 сентября 2017г., полностью согласуются с запланированными ожиданиями и задачами, поставленными проектом.

В частности:

3.1. В ходе выполнения проектного этапа информационно-аналитических исследований:

Восстановлены персональные данные (персонифицированы безымянные могилы) более 5,5 тыс. павших в 1945 году воинов-освободителей, захороненных (перезахороненных) как «неизвестные солдаты» на территории советских военных мемориалов в городе Берлине (Трептов-парк и Панков), в г. Вене (Зиммеринг), в г. Мурска Собота (Республика Словения).

Проведена сверка и уточнение (исправление) персональных данных более 2,0 тыс. павших в 1945 году воинов-освободителей, которые некорректно отражены в учётных документах (паспортах захоронений) Минобороны Pоссии и/или на памятных знаках советских военных мемориалов в городе Берлине (Трептов-парк и Панков), в г. Вене (Зиммеринг), в г. Мурска Собота (Республика Словения).

3.2. В ходе выполнения проектного этапа поисковых исследований на местности:

Выполнена инвентаризация и фото-фиксация имён, отражённых на памятных знаках укрупнённых (паспортизированных) воинских захоронений, в том числе в городе Берлине (Трептов-парк и Панков и др.), в г. Вене (Зиммеринг и др.), в г. Мурска Собота (Словения).

Проведена сверка имён, представленных в паспортах (зарубежных) укрупнённых захоронений, расположенных в г. Вене и её окрестностях.

Выполнена проверка состояния первичных (боевых) могил, располагавшихся в ареале укрупнённых (паспортизированных) воинских захоронений в г. Берлине, в г. Вене и в г. Мурска Собота, с целью проверки достоверности фактов извлечения из них (эксгумации) останков.

3.3. В ходе выполнения проектного этапа по розыску родственников павших воинов:

В 40 субъектах Российской Федерации (уроженцы которых в наибольшем количестве выявлены по ходу реализации проекта), при поддержке региональных администраций проходит розыск родственников 2,5 тыс. павших воинов, чьи безымянные могилы персонифицируются в рамках реализации проекта, с целью предоставление им актуальной информации, а также разъяснения их гражданских прав, гарантируемых российским законодательством и нормами международного гуманитарного права. В том числе, с помощью поиска студентами-волонтёрами контактов с заинтересованными ровесниками в соцсетях Интернета, установлена обратная связь с 75-ю семьями наследников павших воинов из различных регионов России.

3.4. В ходе выполнения проектного этапа проведения переговорно-претензионной работы:

Инициирован переговорный процесс с руководством государств Австрии, Словении, ФРГ, а также муниципальных органов гг. Берлина, Вены и Мурска Собота о потребности в отображении (включая финансовую поддержку) «возвращённых имён» на памятных знаках соответствующих советских (российских) военных мемориалов, согласно норм международного гуманитарного права. Кроме того «Центром» направлены обращения с просьбами о посильной поддержке со стороны российских дипломатических миссий в Австрии, ФРГ и Словении. В ответ, от специалистов упомянутых российских посольств, получены заверения в поддержке намерений «Центра», при условии верификации возвращённых имён со стороны Минобороны России.

3.5. На завершающем этапе проекта:

28-30 сентября 2017г. проведен итоговый семинар с участием 25 разысканных родственников павших воинов, прибывших из различных регионов России в том числе из:

Республики Дагестан, Астраханской области, Владимирской области, Кировской области, Московской области. Нижегородской области, Пензенской области, Рязанской области, Самарской области, Тверской области, города Санкт-Петербурга.

Всем прибывшим родственникам вручены именные «Сертификаты Памяти» с адресами захоронений героических предков, установленными в рамках проекта. В том числе, для них была организована тематическая экскурсия в Центральный Музей Великой Отечественной войны (Поклонная гора).

29 сентября с. г. на пленарном заседании Семинара, совмещённом с расширенным заседанием штабов гражданско-патриотических проектов московского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта: Память Народа», «Возвращённые имена» и «Юные волонтёры Памяти» обговорены конкретные предложения по усовершенствованию законодательства PФ, способствующие мемориализации на российских воинских захоронениях в странах Евросоюза более 5,5 тыс. возвращённых имён, данные о которых переданы «Центром» в руки представителю Минобороны России (приведены в приложении 5).

Видеорепортаж о пленарном заседании Семинара со страницы ОНФ в Фейсбуке:

По итогам семинара, «Центром» направлены обращения:

— Министру обороны Российской Федерации с просьбой определить алгоритм включения результативных данных проекта в документы персонального учёта военных потерь (включая интернет-ресурсы Минобороны);

— Министру иностранных дел Российской Федерации с просьбой определить алгоритм финансирования работ по отображению возвращённых имён на памятных знаках советских военных мемориалов в дальнем зарубежье.

В приложении 5 (на DVD) представлены:

— список приглашённых экспертов;
— программа ведения Семинара, совмещённого с расширенным заседанием штабов гражданско-патриотических проектов московского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта: Память Народа», «Возвращённые имена» и «Юные волонтёры Памяти»;
— лист регистрации родственников, прибывших из разных регионов России;
— фоторепортаж о проведении семинара;
— упомянутые предложения по усовершенствованию законодательства PФ;
— вручённые родственникам именные «Сертификаты памяти».

В рамках реализации проекта создан и поддерживается Сайт: http://mvmcenter.ru

4. Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения

О значимости полученных результатов говорит широкий перечень потенциальных областей их применения (тиражирования), к которым относятся определённые сферы как общественной деятельности, так и государственной политики, в том числе:

4.1. Содействие защите законных интересов российских семей наследников, оговоренных действующими нормами международного гуманитарного права и закреплённых законодательством России. Речь идёт о конкретных положениях Женевских Конвенций от 12 августа 1949 года и Дополнительных Протоколов к ним от 8 июня 1977 года, которые опираются на безоговорочное право семей наследников: знать всё о судьбе погибших (умерших) на войне родственников. Формирование практики государственной услуги по предоставлению соотечественникам исчерпывающих данных о судьбах их родственников, не вернувшихся с войны.

4.2. Создание существенных предпосылок для добросовестного выполнения странами ЕС международно-договорных обязательств, связанных с достойным содержанием на своих территориях советских (российских) воинских захоронений, включая мемориализацию возвращённых имён.

4.3. Формирование и популяризация эффективных методов дополнительного образования
патриотической направленности, основанных на привлечении школьников (лицеистов, кадетов) к
результативной поисково-исследовательской работе, направленной на прояснение судеб своих
земляков, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, полагая, что главным добровольческим ресурсом для широкомасштабного применения инновационных технологий гражданско-патриотической миссии «Возвращённые имена» и перспективной программы «Юные волонтёры Памяти» может стать Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

4.4. Восполнение дефицита эффективных методов применения мягкой силы в странах ЕС путём налаживания результативного взаимодействия «Центра» с зарубежными организациями антифашистов и соотечественников, нацеленного на прояснение судеб земляков, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, и отображение возвращённых имён на памятных знаках воинских захоронений в дальнем зарубежье.

4.5. Распространение проектных мероприятий по розыску родственников павших воинов на страны СНГ, с привлечением местных организаций соотечественников.

5. Наличие и характер незапланированных результатов

В преддверии реализации проекта проявилась потребность «Центра» в квалифицированном волонтёрском ресурсе. В этой связи, 20 сентября 2016 в зале Ученого совета Факультета искусств МГУ было подписано соглашение между «Международным военно-мемориальным центром «Возвращенные имена» и Студенческим Союзом МГУ имени М.В. Ломоносова о совместной деятельности, направленной на патриотическое (духовно-нравственное и гражданское) воспитания молодежи. Сотрудничество осуществляется в проведении информационно-аналитических исследований с целью возвращения имён безымянным могилам павших воинов и прояснения судеб «пропавших без вести» в годы Великой Отечественной войны.

В то же время начало реализации проекта ознаменовалось не прогнозируемо высоким интересом со стороны многочисленной учащейся молодёжи. В частности, опираясь на исследовательскую методологию проекта, региональное отделение Общероссийского Народного Фронта в городе Москве заявило о формировании стратегической программы «Юные волонтёры Памяти», реализация которой начинает набирать обороты, последовательно интегрируясь в традиционные проекты ОНФ, такие как: «Равные возможности детям», «Молодёжка», «Народная Память: воинские захоронения Московской битвы». Совсем недавно проект заинтересовал региональные штабы Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в двух столичных городах. В частности, 20 сентября с. г. «Центр» подписал Соглашение о целевом сотрудничестве с региональным отделение «Юнармии» в Санкт-Петербурге. Кроме того, по приглашению администраций Санкт-Петербурга и Волгоградской области, главными специалистами проекта проведены технологические мастер-классы для молодых активистов местных поисковых отрядов и юнармейцев.

6. Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

6.1. Сопоставление (сверка) статистических данных профильных органов государственного и муниципального управления Австрии, ФРГ и Словении с результатами инвентаризации 50 военно-мемориальных объектов в упомянутых странах ЕС показали неординарную глубину проблемы обезличенности воинских захоронений (здесь на памятных знаках в среднем нанесено менее 10% имён захороненных воинов). Кроме того, многие из нанесенных данных неинформативны (и/или их невозможно прочесть)!

6.2. К сожалению, более 50% администраций субъектов РФ фактически уклоняются от розыска родственников, перекладывая эту задачу на плечи местной общественности. Особенно негативной оказалась реакция руководства Московской области на просьбу «Центра» о содействии в розыске земляков – родственников павших воинов, чьи могилы удалось персонифицировать в Берлине, Вене и г. Мурска Собота. С другой стороны, следует ответить высокую оперативность администраций Астраханской, Кировской, Нижегородской и Рязанской областей, а также Республики Дагестан.

7. Оценка успешности проекта

В целом, проект можно считать успешным, поскольку запланированные проектные задачи выполнены своевременно и качественно, а также заложили потенциал для успешного развития проекта и достижения основной цели: результативной защиты прав и интересов соотечественников, оговоренных нормами российского законодательства и международного гуманитарного права относительно уважения к персональной памяти погибших защитников Отечества и достойного
содержания советских (российских) воинских захоронений за рубежом.

В частности,

7.1. Результативная персонификация безымянных могил более 5,5 тыс. павших воинов-освободителей, в совокупности с уточнением (исправлением) более 2,0 тыс. персональных данных, которые некорректно отражены в учётных документах (паспортах захоронений) и/или на памятных знаках советских военных мемориалов в городе Берлине (Трептов-парк и Панков), в г. Вене (Зиммеринг), в г. Мурска Собота (Словения), снижает остроту проблемы военного беспамятства.

7.2. Широко развёрнутая компания по розыску родственников павших россиян с информированием о выявленных местах захоронений (перезахоронений) героических предков, и последующим проведением переговорно-претензионной работы с органами власти стран ЕС (при поддержке зарубежных ветеранских организаций и соотечественников, проживающих за рубежом), подтверждает эффективность проектных методов по обеспечению Права на Память множеству наших соотечественников.

7.3. Заложена весомая информационно-правовая база для привлечения государств ЕС к нанесению (за их собственный счёт) на памятные знаки местных мемориалов возвращённых имён красноармейцев, числившихся захороненными как «неизвестные солдаты».

7.4. Незапланированные позитивные результаты проекта (упомянутые выше) позволили «Центру» установить прочные партнёрские отношения с региональными штабами (прежде всего городов Москвы и Санкт-Петербурга) Общероссийского Народного Фронта и Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».

8. Общие выводы по проекту

8.1. Традиционная инертность (консерватизм) российских дипломатических миссий и других загранучреждений в государствах ЕС свидетельствует об исключительности проектного метода защиты Права на Память для наших соотечественников. Речь идёт о судебно-претензионной работе «Центра» в интересах родственников, разысканных в рамках проекта. И здесь весьма актуальной является организационно-правовая поддержка, обещанная Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

8.2. Результаты, достигнутые в рамках реализации проекта, подтверждают возможность переформатирования работы над ошибками прошлого в добровольческую патриотическую миссию, в которой заинтересованные граждане (любого возраста) могут собственноручно возвратить из военного небытия конкретные судьбы земляков, павших в годы Великой Отечественной войны, а также содействовать увековечению их персональной памяти.

8.3. Результативные данные проекта по персонификации безымянных могил более 5,5 тыс. павших воинов, следует считать достоверными, поскольку участники проекта суммировали данные всех тематических источников, закрепляя свои аналитические выводы комплексом поисково-исследовательских работ на местности и обратной связью с родственниками.

8.4. Итоги проекта свидетельствуют о необходимости совершенствования профильного законодательства, в т. ч. целесообразности внести соответствующие дополнения в Федеральный закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

8.5. Принимая во внимание фактическую безальтернативность проектных целей и задач, команда проекта совместно со всеми своими партнёрами, уверена в необходимости пролонгации и развитии проекта, в том числе его распространения на защиту гражданских прав и интересов народов всех постсоветских государств, добывавших Великую Победу своим единством.

Генеральный директор МВМЦ «Возвращённые имена» В.В. Казакевич

10 сентября 2017г.