Миллионы павших героев похоронены в братских могилах как «неизвестные». Как вернуть из безвестности реальные имена
Журнал «Огонёк» № 47 от 30.11.2020, стр. 19
Откуда же взялись в официальных документах «неизвестные солдаты». Когда они стали «учетной категорией»?
Руководитель международного военно-мемориального центра «Возвращенные имена» Виталий Казакевич объясняет: «понятие «захороненные как неизвестные» появилось уже после войны, когда с 1946 года начали перезахоранивать останки погибших, создавать воинские мемориалы. В 50-х и 60-х годах производились массовые перезахоронения. Проводились бессистемно, и сколько тогда напутали, до сих пор люди пытаются разобраться. А тогда и по «свежим следам», это было вовсе невозможно: спустя даже несколько лет трудно было установить имена всех героев, а доступ к военным архивам был закрыт».
Сегодня, по словам генерал-майора запаса, ведущего эксперта (помощника заместителя министра) Министерства обороны Александра Кирилина: «с учётом данных по ближнему и дальнему зарубежью учтено 43 147 захоронений советских солдат, в которых покоятся останки 8 572 566 человек. Из них более чем 60 процентов (5 460 924) — неизвестные.
Виктор Тумаркин, сотрудник компании ЭЛАР, технический директор проектов ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа», говорит: «Сегодня можно с высокой точностью установить имена погибших и похороненных в братских могилах. Путь не всех, но очень многих. Можно узнать, чьи останки куда перенесли при перезахоронениях. Да, там хватает путаницы, но в основном разобраться можно. Нужно только взяться за эту работу.
Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам рассказал «Огоньку» о подготовленном им проекте восстановления имен тех, кто захоронен как неизвестный.
— Рабочее название проекта — «Неизвестных героев больше нет». Если бы смогли это сказать 9 мая 2025 года, в следующий юбилей Победы, это стало бы нашим общенародным делом, — говорит Константин Иосифович, который предлагает «наносить выявленные имена на плиты и обелиски, связываться с потомками погибших героев, сообщать им о результатах поисков и приглашать почтить память героев. Наверное, для этого на местах нужны будут общественные комиссии, которые координировали бы эту работу во взаимодействии с военкоматами и объединениями ветеранов и сертифицировали итоги поисков».
К выполнению этих задач, по мнению Константина Косачева, можно привлечь молодежные организации. Трудно найти лучший способ патриотического воспитания молодежи.
Три года назад Константин Косачев сам начал искать своих родных, погибших на войне, но не указанных ни на каких захоронениях. И нашел.