Концепция

УТВЕРЖДЕНА
Председателем Российского Союза
ветеранов, депутатом Государственной
Думы Федерального Собрания России
генералом армии Моисеевым М.А.
18 августа 2014 г.

с изменениями, внесёнными на основании
протокольных решений от 8 декабря 2014 г.
во исполнение поручения Правительства РФ
от 6 октября 2014 г. № РД-П4-60пр

КОНЦЕПЦИЯ
многофункциональной программы государственно-
общественного партнёрства «Возвращённые имена»

Раздел 1. Описание проблемы, на решение которой нацелена многофункциональная программа государственно-общественного партнёрства «Возвращённые имена» (далее – Программа)

Программа посвящена решению проблемы массовой обезличенности безымянных захоронений советских (российских) военнослужащих, погибших в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Министр обороны России генерал армии С.К. Шойгу в своём докладе на заседании Российского организационного комитета «Победа» в июле 2013 года подчеркнул масштабность данной проблемы, сообщив следующее: Всего в Министерстве учтено около 32 тысяч воинских захоронений, которые насчитывают свыше 7 млн. человек. Пофамильно известны 2 млн. 600 тыс. К сожалению, не установлены имена ещё 4 млн. 600 тыс.

Наиболее остро проблема ощущается на зарубежных территориях, где по данным, опубликованным МИД России: из захороненных за рубежом более 5,5 млн. военнослужащих установлены имена чуть меньше 1,0 млн. погибших.

О ситуации на территории России свидетельствуют результаты последней тематической проверки, опубликованные Счётной палатой:

По имеющимся в Минобороны России данным, на территории Российской Федерации паспортизировано 19.044 воинских захоронений, на которых погребены 3.076.672 человек, из них – 1.322.108 захоронены как «неизвестные солдаты». При этом около 35% захоронений ещё не паспортизировано.

После Великой Отечественной войны, большинство советских семей получили извещения (похоронки), во многих из которых не было указано точное место захоронения их погибшего родственника. Более того, масштабные послевоенные компании по перезахоронению останков погибших советских воинов, с целью укрупнения воинских мемориалов, только усугубили трагедию человеческого беспамятства.

И сегодня, для большинства российских семей остаётся недоступной информация о точном расположении военных могил их предков.

За все послевоенные десятилетия им не удалось реализовать своё законное право знать всё о судьбе погибших (умерших) на чужбине родственников, которое относится к основополагающим нормам международного гуманитарного права (статья 32 Дополнительного Протокола №1 к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949г.).

Только в последние годы, семьи наследников начали получать столь долгожданную информацию, прежде всего благодаря началу государственно-общественного партнёрства, опирающегося на тематическую деятельность специализированных загранпредставительств Минобороны и соответствующих загранучреждений МИД России.

В то же время, для решительного ускорения решения имеющейся проблемы, Общероссийская общественная организация ветеранов «Российский Союз ветеранов» (далее – Российский Союз ветеранов) учредила Автономную некоммерческую организацию «Международный военно–мемориальный центр «Возвращённые имена» (далее – МВМЦ «Возвращённые имена»), которая наладила выполнение комплекса специальных информационно-аналитических исследований и поисковых работ. Выполнение подобных задач стало возможным в ходе развитию Интернет-ресурсов, цифровых технологий и доступу к ранее закрытым источникам информации.

В первую очередь, свободный доступ к рассекреченным архивным и другим тематическим данным стал возможен, благодаря целенаправленной деятельности профильных структур Минобороны России, создавшим уникальный «Обобщённый банк данных о погибших защитниках Отечества», размещённый в Интернете. Наличие такого банка данных, стало неотъемлемой существенной предпосылкой для развития государственно-общественного партнёрства.

Алгоритм включения ветеранской общественности в систему военно-мемориальной работы и военно-патриотического воспитания россиян принципиально одобрен Минобороны России, МИД России и Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации (Россвоенцентр).

Характерно, что Программа не предусматривает раскопок, поэтому её не следует путать с традиционным поисковым движением (военной археологией).

Раздел 2. Участники Программы и сроки её реализации

Со стороны государства в Программе участвуют:
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Со стороны гражданского общества в Программе участвуют:
Российский Союз ветеранов и МВМЦ «Возвращённые имена», другие заинтересованные некоммерческие организации и субъекты хозяйственной деятельности, а также семьи наследников и проживающие за рубежом соотечественники.

Программа может быть реализована в целом до 2020 года.

Раздел 3. Программные цели, задачи и этапы их выполнения

Стратегической (долгосрочной) целью Программы является возвращение персонального достоинства и увековечение памяти для миллионов защитников Отечества, пропавших без вести, а также захороненных как «неизвестные солдаты» в безымянных могилах на территории России и за рубежом (далее – павшие соотечественники).

Цель Программы может быть достигнута в ходе решения взаимосвязанных задач, к которым относятся:

3.1. Восстановление персональных данных павших соотечественников путём выполнения специального комплекса информационно-аналитических исследований и поисковых работ (далее – персонификация безымянных могил).

3.2. Розыск родственников павших соотечественников (семей наследников) с целью их информирования о выявленных местах захоронения предков (обстоятельствах гибели) и налаживания результативной обратной связи (далее — помощь семьям наследников).

3.3. Отображение восстановленных персональных данных павших соотечественников на мемориальных знаках захоронений и/или стелах Аллей Вечной Славы (далее – мемориализация возвращённых имён).

Выполнение упомянутых задач подразумевает определённые этапы:

3.1.1. Процесс персонификации безымянных могил, который обеспечивают Российский Союз ветеранов и МВМЦ «Возвращённые имена», включает в себя следущие этапы:

— информационно–аналитические исследования, предусматривающие накопление, обработку и введение в специальную программную оболочку тематической информации, получаемой из всех доступных источников, в том числе из зарубежных архивов и рассекреченных донесений о безвозвратных потерях Красной армии в 1941-1945 гг.;

— поисковая работа на местах (в том числе в архивах, военкоматах и пр.), необходимая для уточнения информации, полученной на первом этапе исследований, в том числе — инвентаризация воинских захоронений с целью выявления расхождений (сверки) в результатах первого этапа исследований и персональными данными, фактически нанесенными на могильные плиты;

— обмен информацией с разысканными семьями наследников с целью уточнения персональных данных, восстановленных по результатам предыдущих этапов персонификации безымянных могил;

— суммирование и обобщение информации, полученной по результатам всех этапов персонификации безымянных могил, а также легализация и обнародование полученных результатов.

3.2.1. Помощь семьям наследников осуществляется под патронажем Российского Союза ветеранов и состоит из следующих этапов:

— процедуры розыска семей наследников в субъектах Российской Федерации с помощью запросов в местные военкоматы, органы внутренних дел и т.п., а также путём прямого опроса старожилов небольших населённых пунктов, проводимых волонтёрами из местных ветеранских и молодёжных общественных организаций;

— вручение разысканным семьям наследников «Сертификатов Памяти» с адресной информацией, полученной по итогам персонификации безымянных могил, а также проведение для них консультаций относительно перспективы посещения мест захоронений их предков, выявленных в рамках Программы;

— оказание заинтересованным семьям наследников результативной помощи в защите их законных прав и интересов, оговоренных соответствующими нормами международного гуманитарного и договорного права.

3.3.1. Мемориализация возвращённых имён предполагает вариативность процесса, в частности:

На территории зарубежных государств, мемориализация возвращённых имён может осуществляться как за счёт средств федерального бюджета России, ежегодно выделяемых МИДу России для проведения ремонтно-реставрационных работ на советских военных мемориалах, так и за средства иностранных держав, обязанных соблюдать требования международного гуманитарного и договорного права.

И в первом, и во втором варианте, этапы реализации предусматривают в основном одинаковые меры, в том числе:

— заблаговременное информирование загранучреждениями МИД России Российского Союза ветеранов об адресах мемориальных объектов, на которых планируются ремонтно-реставрационные работы;

— обеспечение персонификации безымянных могил на упомянутых объектах силами МВМЦ «Возвращённые имена» за счёт собственных ресурсов и/или привлечённых средств;

— обязательное включение отдельного раздела по мемориализации возвращённых имён в проектную документацию и конкурсные задания на выполнение ремонтно-реставрационных работ, независимо от того, кто является их заказчиком;

— обеспечение со стороны МВМЦ «Возвращённые имена» технического и авторского контроля за выполнением адресной мемориализации возвращённых имён.

На территории Российской Федерации мемориализация возвращённых имён может обеспечиваться её субъектами за счёт местных бюджетов и привлечённых средств. Предлагается отображать возвращённые имена либо на мемориальных знаках захоронений, на которых производилась персонификация безымянных могил, либо на стелах Аллей Вечной Славы, которые целесообразно сооружать в региональных центрах России. При этом остаются практически неизменными упомянутые выше обязательства, принимаемые на себя МВМЦ «Возвращённые имена».

Следует отдельно подчеркнуть необходимость чёткого разграничения терминологии, используемой в процессах мемориализации возвращённых имён, а именно:

— погибший воин, может считаться захороненным на конкретном кладбище, в том случае, если факт его захоронения имеет бесспорное подтверждение;

— имена воинов, захоронение которых на конкретном кладбище имеет достаточно высокую степень вероятности, следует отображать на отдельных мемориальных стелах, делая соответствующие информационные приписки;

— на памятных знаках Аллей Вечной Славы, создаваемых в региональных центрах России, целесообразно отображать имена земляков, безымянные могилы которых персонифицируются в зарубежье, и прежде всего тех, кто не мог быть предан земле по объективным причинам (утонул, сгорел в воздухе, танке и т.п.)

Раздел 4. Функциональные составляющие Программы

4.1. Поисково-исследовательская составляющая:

Заключается в активном внедрении инновационных методик поисковых и исследовательских работ, результативность которых многократно превосходит показатели традиционной военной археологии, а также создаёт существенные предпосылки для закрепления на законодательном уровне новых форм увековечения памяти погибших защитников Отечества.

Данные, полученные по итогам персонификации безымянных могил, становятся общедоступными с помощью средств массовой информации и Интернета. В частности, упомянутые данные вносятся на специализированный Интернет-ресурс, сайты федеральных и региональных ведомств, которые содержат информацию о погибших защитниках Отечества, полученную из архивных и других официальных источников.

4.2. Правозащитная составляющая:

Предполагает результативную совместную деятельность Российского Союза ветеранов и МВМЦ «Возвращённые имена» по защите законных прав и интересов семей наследников, оговоренных действующим нормами Женевских Конвенций от 12 августа 1949 года и Дополнительных Протоколов к ним от 8 июня 1977 года. В контексте Программы, упомянутые нормы международного права, в совокупности, гласят следующее:

Могилы лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они погибли (умерли) в результате военных действий, пользуются уважением, содержатся в порядке и обозначаются таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать. Ответственность за содержание этих могил и за регистрацию всех последующих перемещений тел (погибших, умерших) лежит на державе, контролирующей данную территорию.

Кроме того, Программой обеспечивается упомянутое выше бесспорное право семей наследников знать всё о судьбе погибших (умерших) на чужбине родственников.

4.3. Патриотическая составляющая:

Предусматривают активное привлечение к участию в Программе, учебных заведений, общественных ветеранских и молодёжных организаций. Программа призвана развивать традиционные для россиян ценности, лежащие в основе патриотического воспитания. Такие как истинное почитание памяти погибших защитников Отечества, бескорыстная поддержка семей наследников, сохранение и популяризация исторического наследия и воинской славы России, а также позитивное отношение к военной службе.

В ходе Программы, семьи наследников из большинства регионов России, смогут получить благодатную весточку о возвращении из небытия имён своих героических предков. Принципиально важно, чтобы эти весточки приносились при участии местной молодёжи и детворы. Без совместной целенаправленной деятельности ветеранов и молодёжи будет невозможно обеспечить возвращение персонального достоинства для большинства из павших соотечественников.

4.4. Мемориальная составляющая:

Приоритетом для россиян, видится мемориализация возвращённых имён по месту рождения (проживания) павших защитников Отечества, для чего в Программе предлагается формировать Аллеи Вечной Славы в региональных (окружных) центрах Российской Федерации.

В то же время, важно осознавать, что массовая обезличенность советских (российских) военных захоронений на территории стран дальнего зарубежья воспринимается местными гражданами как аморальное явление, поскольку для них персональное увековечение памяти соотечественников имеет бесспорный приоритет по отношению к иным формам военно-мемориальной работы.

Например, за последние 20 лет Германия, восстановила персональные данные более чем 500 тыс. погибших в России солдат вермахта (оккупантов), имена которых уже нанесены на гранитные плиты тридцати мемориалов — многотысячников, сооружённых на территории Российской Федерации.

В противовес этому, за тот же самый период, российским загранучреждениям удалось мемориализовать на территории Германии имена менее чем 1 тыс. (!) имён павших защитников Отечества, возвращённых усилиями общественности.

Реализация военно-мемориальной составляющей Программы за рубежом поможет устранению такой диспропорции, одновременно способствуя росту международного авторитета России.

4.5. Внешнеполитическая составляющая:

Как уже упоминалось, эффективная реализация Программы в дальнем и ближнем зарубежье, будет реально способствовать укреплению международного авторитета Российской Федерации, как правового демократического государства.

При этом помимо переговорной и претензионной работы, проводимой общественностью в интересах семей наследников, потребуется адекватная поддержка Программы от профильных, и в первую очередь дипломатических загранучреждений России. Не менее важным представляется использование инструментов «мягкой силы» путём результативного привлечения к мероприятиям Программы соотечественников, проживающих за рубежом.

Реализация Программы может стать одним из примеров эффективного партнёрства в формате Содружества Независимых Государств, народы которых вносили свою лепту в достижение Победы в Великой Отечественной войне. В этих государствах имеются свои семьи наследников, которые, не меньше, чем россияне, хотели бы узнать и посетить места захоронения своих предков.

По ходу реализации Программы, Россия может и должна безвозмездно передавать своим соседям позитивную адресную информацию.

В принципе, это уже делает Российский Союз ветеранов, пользуясь методом общественной (народной) дипломатии.

Раздел 5. Нормативно-правовое обеспечение Программы

5.1. Выполнение задач Программы за рубежом:

В данном случае, действующее законодательство в принципе не препятствует целевому государственно-общественному партнёрству. При этом Минобороны России и МИД России уже согласовали принципы программного сотрудничества с Российским Союзом ветеранов, к которым относятся:

— признание персонификации безымянных могил одним из главных приоритетов военно-мемориальной работы за рубежом;

— признание целесообразности проведения всех ремонтно-реставрационных работ на территории российских (советских) военных мемориалов за рубежом с обязательным учётом необходимости персонификации безымянных могил и последующего нанесения возвращённых имён на мемориальные знаки ремонтируемых объектов;

— готовность МИД России заблаговременно информировать Российский Союз ветеранов об адресах военно-мемориальных объектов, подлежащих ремонту за рубежом;

— рекомендации загранпредставительствам МИД России и Минобороны России информировать уполномоченные органы государств пребывания о единых стандартах и подходах российской стороны в вопросах нанесения возвращённых имён на плиты советских мемориалов (при проведении на них ремонтно-реставрационных работ);

— готовность Российского Союза ветеранов к проведению адресной персонификации безымянных могил силами подведомственного ему МВМЦ «Возвращённые имена» (за счёт собственных и привлечённых средств).

5.2. Выполнение на территории России задач Программы:

Нуждается в усовершенствовании соответствующих законодательных и правительственных актов Российской Федерации и предполагает:

— внесение в Федеральный Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» изменений, направленных на актуализацию целей и задач Программы и закрепляющих её нормативную лексику;

— включение в перечень мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 голы» адресных программных проектов «Возвращённые имена»;

— рассмотрение и включение в перечень протокольных решений Российского Организационного комитета «Победа» рекомендаций относительно участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы.

Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы

6.1. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в реализации Программы в рамках своих полномочий за счёт бюджетных средств (при их наличии).

6.2.Российский Союз ветеранов, МВМЦ «Возвращённые имена» и другие участники со стороны гражданского общества выполняют программные задачи собственными силами, за счёт тематических грантов, привлечения благотворительных взносов и других внебюджетных ресурсов исключительно отечественного происхождения.

Раздел 7. Прогнозируемые позитивные последствия

Вследствие, хотя бы частичной реализации Программы, можно с уверенностью прогнозировать резкое снижение остроты проблемы массовой обезличенности безымянных воинских захоронений, а также другие позитивные последствия, такие как:

— результативная защита законных прав российских (и не только) семей наследников, способная запустить инвестиционный механизм относительно мемориализации возвращённых имён за счёт иностранных бюджетов;

— консолидация усилий ветеранов и молодёжи, включая проживающих за рубежом соотечественников, направленных на развитие традиционных для россиян духовно-патриотических ценностей, сохранение и популяризацию исторического наследия и воинской славы России;

— позитивное влияние на развитие дружественных межнациональных и межрегиональных отношений внутри России, усиление структур гражданского общества на фоне укрепления доверия граждан к органам государственного и регионального управления;

— модернизация применения «мягкой силы» и других пропагандистских инструментов на фоне успешного проведения мемориализации возвращённых имён в зарубежье и передачи результатов Программы заинтересованным государствам – участникам СНГ, что в совокупности укрепит международный авторитет России.


Концепция разработана и дополнена МВМЦ «Возвращённые имена»